Здравствуйте. В данной статье не будет рассмотрена какая либо разработка, но опишем небольшой эксперимент.
Всё началось ещё 4 года назад, когда у меня появился старенький ИБП «SKAT-UPS 1000». У данной УПС не было блока аккумуляторов, поэтому пришлось мастерить свой из обычной фанеры в 1 см толщиной. Так как УПС работает от 36 В то коробка рассчитывалась на 3 свинцовых аккумулятора по 12 АЧ (УПС может давать до 30 А ток заряда, но для моих нужд достаточно было аккумуляторов в 12 АЧ). УПС я приспособил для питания телевизора (иногда для подключения 3д принтера) на случай отключения электроэнергии (когда такое бывает уж совсем дома тоска J). Так вот прошло 4 года и встал вопрос о замене аккумуляторов. Почитав до этого кое какую информацию о LiFePO4 батареях решил поставить эксперимент по замене свинцовых аккумуляторов на LiFePO4 аккумуляторы.
Цель эксперимента: «Возможность замены свинцовых аккумуляторов на LiFePO4 аккумуляторы».
Возможные затруднения:
- напряжение питания LiFeCO4 составляет 3.2 В, в грядке по 12 аккумуляторов составляет 38.4 В (штатное напряжение УПС 36 В). Напряжение заряда 3.65 В, в грядке 43.8 В (в УПС при заряде 40 – 42 В).
- необходимость контроля каждого элемента LiFeCO4 на 3.2 В (решается установкой платы контроля и управления для LiFeCO4).
Преимущества LiFeCO4 технологии - отсутствие эффекта памяти уровня заряда, стабильность температурных и химических характеристик, низкий уровень саморазряда и работа при более низких температурах.
К недостаткам LiFeCO4 технологии можно отнести - малая ёмкость аккумуляторов, LiFeCO4 батареи держат напряжение 3.2 В вплоть до полного разряда (поэтому штатными средствами УПС тяжело отследить время разряда).
Для сборки аккумулятора понадобиться:
Сборка батареи.
Провода идущие от платы подпаиваем к лепесткам (пластинам) секций. Силовые провода я взял от старых УПС. Места спаек и лепестки лучше заизолировать термоизоляционными трубками.
Всю конструкцию я поместил в ящик из под старых аккумуляторов.
Напишите отзыв.
- Держатель для аккумулятора 32650 1x2 в количестве 24 шт;
- Контактные стальные полосы 0.2x8x100;
- Аккумуляторы LiFeCO4 3.2 V 5.5AH в количестве 24 шт. (по 2 на секцию);
- Плата контроля и блокировки (плата защиты) для LiFePO4 батарей;
- Коробка для собранной батареи (я использовал ту что сделал для свинцовых батарей).
Собираем батарею согласно приведенной ниже схеме.
На каждые две батареи надеваем держатели с двух сторон, а держатели соседних отсеков соединяем между собой. Между соединённых секций ставим контактные пластины.
В собранном виде должно получиться как на рисунке ниже.
С торцов батареи также делаем соединения пластинами.
Теперь надо подключить защитную плату. Схема, представленная китайцами, приведена ниже.
Вот в принципе и вся сборка.
Дальше уже проводил эксперимент.
Исходные данные для субъективного сравнения – свинцовые аккумуляторы 36 В (три по 12 В) на 12 АЧ (в новом состоянии) работали на нагрузку (телевизор) в течении 2,5 часов.
Собранная LiFePO4 батарея 38.4 В на 11 АЧ.
Исходя из эксперимента можно сделать вывод:
- Аккумуляторы LiFePO4 вполне замещают свинцовые аккумуляторы при работе в УПС.
- Разница во времени работы УПС от свинцовых аккумуляторов и от LiFePO4 аккумуляторов, объясняется технологией LiFePO4 батарей в следствии чего ёмкость батарей составила 11 АЧ против 12 АЧ.
Еще раз повторюсь, данные выводы основаны на субъективных определениях времени работы УПС. Точное измерение ёмкости батарей не производилось.